fbpx

Несмотря на традиционное использование самоходной артиллерии на гусеничном ходу, многие армии мира проводят постепенный переход на колёсное шасси. Это справедливо обуславливается высокой маневренностью и живучестью артсистем на колёсах в динамичных условиях современного боя, а также боевых действий на урбанизированной местности. Подробнее про колесные «самоходки» – военный эксперт.

Самоходки начала прошлого века

История самоходной артиллерии началась с идей повышения эффективности огневого поражения в сражениях Первой мировой войны. Тогда впервые стали применяться орудия, установленные на шасси гражданских грузовиков и сельскохозяйственных тракторов. Однако появление танков надолго предопределило дальнейший ход конструкторских поисков – самоходную артиллерию, в своём большинстве, начали устанавливать на гусеничную базу. Тем не менее, не были забыты и орудия на автомобильных колёсных шасси, обладавшие большей маневренностью по сравнению с тихоходными танками.

Германский бронеавтомобиль с 75-мм орудием, 1915 год

В межвоенный (1918-1939 гг.) период роль и место самоходной артиллерии чётко не проявлялась, да и самой самоходной артиллерии как таковой не существовало. Однако в то время автомобилестроение стремительно развивалось и новый толчок к созданию артиллерийских самоходок на колёсных шасси дало появление автомобилей повышенной проходимости. Наиболее удачной конструкцией такого рода можно признать французскую самоходную артиллерийскую установку на шасси грузовика-вездехода “Laffly”, вооружённую 47-мм противотанковой пушкой.

Французская артустановка на грузовике-вездеходе “Laffly”, 47-мм, 1938 год

Гусеница vs колесо

События Второй мировой войны положили конец конкуренции между гусеничными и колёсными самоходками. Характер ведения боевых действий — большие пространства пересеченной местности вне урбанизированной зоны и шоссейных дорог однозначно требовал присутствия на поле боя самоходной артиллерии, установленной на гусеничные шасси. Только так, за счет сопоставимой проходимости, обеспечивалось ее тесное взаимодействие с танками.

В послевоенные годы из арсеналов ведущих военных держав мира противотанковые самоходки практически исчезли. Борьбу с бронетехникой противника полностью возложили на танки и противотанковые ракетные комплексы. При этом такое вооружение можно было монтировать на различных мобильных конструкциях – от вертолётов до джипов. Необходимость сопровождения танков в бою самоходками отпала, а в результате снизились и требования к уровню их бронезащиты.

Однако к началу 1970-х годов в разных странах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, созданные либо на гусеничных, либо на иных специальных шасси. С уменьшением боевой массы вновь возник соблазн использования самоходной артиллерии на колёсах, тем более что к тому времени уже имелось много образцов автомобильной техники, по проходимости не особо уступавших гусеничным аппаратам.

Новый век, новые технологии

В настоящее время на мировом рынке вооружений представлены три основных класса ствольных артиллерийских систем, где каждая имеет собственное оперативно-тактическое предназначение. Это буксируемые артиллерийские системы, самоходная артиллерия на гусеничной тяге и самоходные артсистемы на автомобильных колёсных шасси.

Преимущества и недостатки буксируемых и гусеничых систем достаточно известны, они не являются «конкурентами» ни в тактико-техническом, ни в коммерческом смыслах. Буксируемые артсистемы дешевы и просты в эксплуатации, обычно используются для огневой поддержки относительно легких частей мотопехоты, парашютно-десантных войск, горно-стрелковых подразделений. В то время как самоходная гусеничная артиллерия традиционно остаётся составной частью тяжелых механизированных или бронетанковых войск.

На этом фоне самоходные артсистемы на колёсных шасси могут применяться в качестве беспроигрышной замены буксируемым системам, а с другой стороны, они постепенно вытесняют с рынка вооружений свои гусеничные аналоги. При этом, зачастую в расчёт берётся более высокая маневренность и, следовательно, пригодность для развертывания в условиях интенсивности и мобильности современных боевых действий. И, хотя подавляющее большинство артиллерийских систем остаются буксируемыми, сегодняшние тенденции свидетельствуют о значительном увеличении количества самоходных артсистем на автомобильных шасси, число которых за последние десять лет фактически увеличилось в четыре раза.

Несмотря на то, что изначально концептуальный подход к использованию колёсной самоходной артиллерии рассматривался как новаторство, явными преимуществами перед буксируемыми орудиями сталии повышенная живучесть личного состава, находящегося под прикрытием брони, меньшее время на переход из походного положения в боевое, более высокая маневренность, упрощенная логистика. При этом преимущества перед гусеничными системами демонстрировали такие факторы как более низкая вероятность обнаружения и меньшие эксплуатационные расходы.

Используемые самоходные артиллерийские системы на автомобильных шасси делятся на модели калибром 152 мм (в основном Россия и некоторые постсоветские страны) и 155 мм (стандарт НАТО), хотя есть также отраслевые предложения для самоходных систем с калибром 105 мм или 122 мм. До сих пор только чуть более одной тысячи таких систем было заказано для поставок в армии некоторых государств, в то время как в период до 2025 года их потенциальный рынок может оцениваться ещё в одну тысячу артсистем.

Минометы на колесах

В боевых условиях, когда производится выстрел, чтобы не получить так называемую “ответку”, сохранить личный состав и технику необходимо немедленно менять местоположение. Этот фактор подтолкнул к созданию самоходного миномета 2С41 “Дрок” российского производства, где сам миномёт установлен непосредственно внутри автомобиля. Обстрел цели происходит с использованием автоматического оборудования и пока мины ещё летят, автомобиль оперативно меняет свою позицию, чем достигается его высокая живучесть.

Российский самоходный миномёт 2С41 “Дрок”, 82-мм, 2019 год

Это очень важная особенность, поскольку даже гусеничное артсистемы, хотя и имеют лучшую проходимость, менее маневренны. В свою очередь, комплексы на колёсных шасси, произведя залп, могут быстро покинуть огневую позицию, перейти на новую локацию и повторно нанести огневое поражение. Это не позволяет противнику адекватно отвечать, что дополнительно влияет на его деморализацию, так как неясно, откуда именно и какими силами наносятся удары. Этим может достигаться высокий психологический эффект “беспокоящего огня” артиллерии.

Среди некоторых западных аналогов колёсных артсистем, продемонстрированных в феврале 2019 года на выставке “IDEX 2019” в Абу-Даби, представлены самоходные миномёты 120-мм калибра “Nemo”, разработки финской компании “Patria”, и “Alakran”, совместно разработанный испанскими компаниями “Everis Aerospace” и “NTGS”.

Финский самоходный миномёт “Nemo”, 120-мм, 2019 год

Самоходный миномёт “Nemo” выполнен по стандартной схеме боевой машины: бронетранспортер плюс необитаемая башня. Отличается невысокой скорострельностью – около 6 выстрелов в минуту в режиме непрерывной стрельбы – и дальностью не более 10 км. При этом, в отличие от российского аналога – 120-мм самоходного артиллерийского орудия 2С40 “Флокс” (может работать и как миномёт), “Nemo” не оснащен какими-либо средствами оптоэлектронной защиты.

Российское самоходное артиллерийское орудие 2С40 “Флокс”, 120-мм, 2016 год

Испанский миномёт “Alakran” выполнен на колёсном шасси “Toyota Land Cruiser”, что, с одной стороны, увеличивает его маневренность, а с другой – снижает боекомплект. Дальность стрельбы этой артсистемы уступает не только российским аналогам, но и финскому “Nemo” – всего 8,2 км.

Фото № 7.

Испанский миномёт “Alakran”, 120-мм, 2017 год

Аналогичный автомобиль с минометом есть в Израиле – “Sand Cat”, собранный на базе шасси тяжелого пикапа имеющего усиленное противоминное днище. В последних версиях “Sand Cat” предназначен для решения самых сложных задач и оснащен системой видеонаблюдения с термокамерой, обеспечивающей полную ситуационную картину. В настоящее время машина принята на вооружение более чем в 15 странах, среди них – Болгария, Канада, Колумбия, Мексика, Нигерия и Швеция. Недавно в Азербайджане было закуплено несколько модификаций этих машин, оснащённых дополнительными огневыми средствами. В одном варианте это боевой модуль “Mini Samson” и пулемет НСВТ калибра 12,7 мм, в другом – боевой модуль “Samson MLS” с управляемой противотанковой ракетой.

Израильский самоходный миномёт “Sand Cat”, 120-мм, 2021 год

Гаубицы-вседорожники

Конструктивную концепцию этого типа артиллерии начали принимать на вооружение некоторые страны. Итальянские компании “Iveco-Fiat” и “Otto-Merella” сотрудничали ранее в создании классической серии колесных бронированных машин 8X8 “Centauro”, включая 105-мм, 120-мм колесные танки и боевые машины пехоты “Arrow”. Вдохновленные философией дизайна самоходной артиллерийской установки “PzH2000”, компании “Iveco-Fiat” и “Otto-Merella” снова объединились для производства 155-мм самоходной артиллерийской установки “Porcupine” но уже на колёсной базе бронированного шасси “Centauro”.

Первой в мире 155-мм колесной бронированной самоходной артиллерийской установкой 8X8 стала итальянская “Centauro”. Её проектная модель впервые была произведена в 2011 году, а опытный образец этого вооружения – представлен на Международной оборонной выставке 2012 года.

Итальянская самоходная артустановка “Centauro”, 155-мм, 2012 год

Такая комбинация бронированного колесного шасси 8X8 и 155-мм артиллерийского орудия была обусловлена требованиями условий реального боя. В прошлом подобные крупнокалиберные орудия огневого подавления обычно размещались за линией фронта, в основном обеспечивая огневую поддержку на некотором удалении. В то время как линия фронта продвигается вперед, 155-мм самоходная артиллерийская установка также должна обладать достаточной оперативно-тактической маневренностью наряду с огневой мощью.

Боевая масса итальянской 155-мм самоходной артиллерийской установки “Centauro” на колёсном шасси, по сравнению с немецким гусеничным прототипом “PzH2000”, всего 25 тонн, однако её артиллерийская автоматика и тактическая маневренность значительно улучшены. Также она имеет возможности для воздушной перевозки с использованием транспортного самолета “A400M”.

“Centauro” быстро привлекла внимание военных. Немецкая компания “KMW” также использовала конструкторские идеи итальянской военной промышленности для добавления модульной 155-мм автоматической беспилотной башни “AGM” к национальному бронеавтомобилю “Boxer” 8X8, тем самым выпустив вторую в мире 155-мм бронированную колесную самоходную артиллерийскую установку.

Что касается других самоходных артсистем на колёсном ходу, то следует упомянуть чешскую самоходную артустановку “Dana” в различных калибрах (152-мм и 155-мм) и модификациях. Сейчас рассматривается вопрос о закупке таких систем для Вооружённых Сил Украины. Эти артсистемы были неплохо применены азербайджанской стороной в недавнем конфликте между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. Однако, справедливости ради, можно отметить, что их успешная боевая эксплуатация обеспечивалась постоянной воздушной разведкой с помощью недешёвой турецкой беспилотной авиации.

проблемах закупки чешских самоходок читайте здесь, – Ред.)

Чешская “Dana”, 152-мм и 155-мм, 2019 год

Также нельзя обойти вниманием французскую 155-мм самоходную артиллерийскую установку “CAESAR”, разработанную и производимую фирмой “Nexter”. Установка оборудована системой управления огнём “Сигма-30”, в состав которой входит пассивный навигационный приёмник позволяющий определять своё местоположение без применения активного излучения, что значительно повышает скрытность.

Однако такой позитивный фактор декомпенсируется низкой проходимостью и незначительной степенью броневой защиты артустановки. Тем не менее, даже чешским руководством рассматривается вопрос о закупке именно этих французских систем для принятия на вооружение взамен собственной “Dana”.

Французская самоходная артиллерийская установка “CAESAR”, 155-мм, 2018 год

В армии США на сегодняшний день в основном применяются самоходные артиллерийские системы на гусеничном ходу. Однако, с прошлого года американское военное командование прорабатывает вопрос изучения, поиска, закупки и постановки на вооружение артсистем калибра 155-мм на колёсных шасси. Предполагается, что такая техника позволит сохранить огневую мощь самоходной артиллерии на требуемом уровне, но повысит ее мобильность, а вместе с тем и живучесть. Для эффективного решения этой задачи к рассмотрению принимаются, в том числе упомянутые выше образцы самоходных артиллерийских систем.

Андрей Омельянчук, специально для “Военный курьер Украины”

Украинская военная промышленность также активно работает над запуском в серию собственной колесной самоходки 2С22 “Богдана”, об этом мы уже писали, – Ред.)