Субмарины, история подводной войны – 1. Ранний период.

Подводная лодка или субмарина – хищник морских глубин, созданный руками человека. Начиная с 1776 года субмарины принимают участие во множестве вооруженных конфликтов и используют разнообразное смертоносное оружие – обычно без предупреждения. Подводные лодки могут ставить мины вокруг вражеских портов и судоходных каналов, топить надводные корабли торпедами или противокорабельными ракетами, поражать ракетами наземные цели, выводить подразделения сил специальных операций для разведывательно-диверсионных действий на берегу противника и эвакуировать их. Субмарины также действуют как средства разведки.

Подводные лодки, как правило, действуют в одиночку, но играют важную роль в общих морских операциях. Они могут проводить разведку до момента высадки наземных сил на берег. Могут охранять, как собственные морские коммуникации, так и наносить непоправимый ущерб коммуникациям противника, как морским, так и сухопутным. Правильно спланированное применение подводных лодок может не только ослабить и заставить отвлечь ресурсы от наступательных операций противника, но и полностью их блокировать.

Поскольку моря и океаны представляют собой чрезвычайно сложную и динамичную среду, субмарины очень трудно обнаружить и почти так же трудно отследить после обнаружения. Современные подложки почти всегда ходят под водой, всплывая только для того, чтобы войти на базу, кроме того режим надводного положения, согласно международным договорам, предусматривает проход проливов. Подлодки редко передают информацию по радио и почти никогда не используют активные радары или гидролокаторы, которые могут определить их местоположение.

Современные подводные лодки спроектированы так, чтобы иметь минимально возможную сигнатуру во всем акустическом спектре до такой степени, что они фактически “бесшумны” на малой скорости. Именно поэтому развитые государства используют подводные лодки с баллистическими ракетами в качестве ключевых элементов своих сил ядерного сдерживания.

И хотя беспилотные подводные аппараты представляют собой серьезную новую угрозу и постепенно завоевывают свою нишу в морской войне, способность подводных лодок нести на борту большое количество ракетного и торпедного вооружения еще долгое время обеспечит им место в боевых порядках. Их потенциал как подводных убийц и ликвидаторов наземной критической инфраструктуры противника остается высоким и в перспективе будет только расти.

Немного истории

Первое серьезное упоминание о подводной лодке как судне, предназначенном для действий под водой появилось в 1578 году в труде Уильяма Борна, британского математика и писателя по военно-морской тематике “Изобретения или устройства совершенно необходимые для всех генералов и капитанов, или командиров, людей как на море, так и на земле”. Однако постройку первой подводной лодки обычно приписывают голландскому изобретателю Корнелиусу ван Дребелю. Между 1620 и 1624 годами он успешно погружался на своей субмарине на глубину от 4 до 5 метров под поверхностью воды во время неоднократных испытаний на Темзе в Англии.

Подводная лодка Дреббеля представляла собой деревянный каркас с натянутой поверх него промасленной кожи. Весла проходили через борта, через плотно прилегающие кожаные откидные створки и служили средством передвижения как на поверхности, так и под водой. За первой подводной лодкой Дреббеля последовали две более крупные, построенные по тому же принципу.

В 1747 году неизвестный изобретатель предложил совершенно новый метод погружения и возврата на поверхность. К корпусу подлодки были прикреплены сумки из козьей кожи, причем каждая такая сумка соединялась с отверстием в днище корабля. Таким образом планировалось погружать судно, наполняя сумки водой и всплывать вытесняя воду из шкурок с помощью “крутильного стержня”. Это устройство стало предшественником современных балластных цистерн для подводных лодок.

Первое боевое применение

Подводная лодка впервые была задействована в качестве наступательного оружия в морской войне во время американской революции (1775–1783). В 1776 году небольшая “Черепаха” с человеком в качестве движущей силы, построенная Дэвидом Бушнеллом, студентом Йельского университета, использовалась Континентальной армией (ополчение американских колонистов, принимавших активное участие в Войне за независимость США) в попытке потопить британское судно HMS Eagle.

План заключался в том, чтобы “Черепаха” под водой подошла к британскому военному кораблю, прикрепила пороховой заряд к корпусу корабля с помощью бура, работающего изнутри подводной лодки, и ушла до того, как заряд взорвется с помощью часового механизма. Однако во время нападения “Черепаха” не смогла просверлить медные листы корпуса британского корабля и закрепить 45 килограммовую мину.

Попытка была безуспешной, тем не менее, вошла в историю, как первая подводная атака – британцы едва заметили “Черепаху” и уж, конечно, не поняли, каким оружием их атакуют.

В период между американской революцией и гражданской войной многие изобретатели экспериментировали с технологиями подводного плавания, в том числе американец Роберт Фултон, новатор и популяризатор парового двигателя. В 1800 году, находясь во Франции, Фултон построил подводную лодку “Наутилус” на грант Наполеона Бонапарта. Завершенная в мае 1801 года, эта субмарина представляла собой железный каркас, который окутывали медные листы. Для надводного хода были предусмотрены мачта и парус, а для управления и движения лодки – 4-х лопастной винт с ручным приводом. Предшественник боевой рубки, оснащенной стеклянным иллюминатором, позволял вести наблюдение изнутри субмарины. Погружение “Наутилуса” происходило за счет забора воды в балластные цистерны, а горизонтальный руль, который находился в носовой плоскости субмарины, помогал погружаться и удерживать судно на желаемой глубине. В подводной лодке было достаточно воздуха, чтобы поддерживать жизнь четырех человек и горение двух свечей в течение трех часов, позже был добавлен резервуар со сжатым воздухом.


Вооружение субмарины состояло из двух медных бочонков – подрыв прикрепленной мины производился по проводам с помощью тока. Во время испытаний “Наутилуса” в Бресте была произведена первая в мире успешная атака и потоплена старая шхуна, пришвартованная к пирсу. Но такая лодка не была в состоянии догонять британские военные корабли. Интерес Франции к подводной лодке Фултона угас, после чего изобретатель уехал в Англию, предложив свое детище бывшему врагу. В 1805 году “Наутилус” в ходе испытания потопил бриг “Дороти”, но Британский Королевский флот также не поддержал его усилия – в адмиралтействе посчитали, что субмарины ставят под вопрос мощь и необходимость надводного флота и могут представлять угрозу прежде всего для самой Англии.

Фултон не оставлял попытки поставить на “конвейер” свое детище и уехал в Соединенные Штаты, где смог заручиться поддержкой Конгресса для создания более амбициозного подводного корабля. Новая подводная лодка должна была нести сто человек и приводиться в движение паровым двигателем. Однако Фултон умер до того, как корабль был фактически закончен. Субмарина, названная Mute, осталась гнить у причала и , в конце концов затонула.

Во время войны 1812 года между Соединенными Штатами и Англией была построена копия “Черепахи”, которая атаковала британское судно HMS Ramillies стоящее на якоре у Нью-Лондона, штат Коннектикут. На этот раз оператору удалось просверлить отверстие в медной обшивке корабля, но когда взрывчатка прикреплялась к корпусу корабля вырвался винт.

Все последующие попытки применения субмарин в боевых условиях не увенчалась успехом из-за того, что подводная техника все еще находилась в зачаточном состоянии. Несмотря на многие творческие подходы к проектированию подводных лодок, попытки их использовать в бою не увенчались успехом во время этого и многих последующих конфликтов. Подлодки стали широко использоваться в военных целях начиная с Первой мировой войны, примерно 130 с лишним лет спустя с момента первого применения.

Появление бензинового и дизельного двигателей

Через десять лет после окончания Гражданской войны в США (1861–1865 гг.) ирландец Джон Холланд начал проектировать и строить подводные лодки в Соединенных Штатах. Холланд представил свой первый проект ВМФ США в 1875 году, но он был отклонен как “непрактичный”. Не примирившись с отказом и посчитав его вызовом, Холланд вернулся к чертежной доске, чтобы изменить и улучшить конструкцию своих субмарин.

К 1888 году командование ВМФ США осознало потенциал подводных лодок и провело тендер на проектирование нового подводного судна. Тендер выиграл Холланд, и спустя пять лет приступил к постройке подводной лодки Plunger. Вскоре оценив недостатки Plunger, Холланд начал работу над другой подводной лодкой, которую назвал Holland VI.

Для своей шестой подводной лодки Холланд представил новый метод движения с использованием двигателя внутреннего сгорания. Изобретатель разработал небольшой легкий бензиновый двигатель, который вращал гребной винт пока лодка двигалась по поверхности. Двигатель работал совместно с генератором, вырабатывающим электричество для зарядки аккумуляторов, необходимых для работы во время движения под водой. Усилия Холланда оказались успешными, и в апреле 1900 года ему удалось убедить командование ВМФ США купить свою подводную лодку. Шесть месяцев спустя она была добавлена к флоту как USS Holland (SS-1).

Хотя по сравнению с мускульной силой человека бензиновый двигатель работал гораздо лучше, у него были свои недостатки. Бензин легко воспламеняется и был нестабилен, использование этого топлива в замкнутом пространстве подвергало опасности экипаж. Другой опасностью были батареи, от которых работал электродвигатель во время движения под водой. Они были тяжелыми, громоздкими, крайне неэффективными и потенциально взрывоопасными.

Примерно в то же время когда Холланд создавал свои подводные лодки, немецкий ученый Рудольф Дизель разработал альтернативу бензиновому двигателю. В двигателе Дизеля использовалось топливо более стабильное чем бензин, и его можно было безопасно хранить. Такому двигателю также не требовалась электрическая искра для воспламенения топлива, что добавляло еще один элемент безопасности. Эти преимущества, а также экономия топлива, обеспечивали подводным лодкам с дизельными двигателями более длительное и безопасное пребывание на поверхности. В подводном положении все также использовались электрические батареи.

К концу ХІХ – началу ХХ века основные конструктивные особенности и потенциал подводных лодок были в целом изучены. Развитие аккумуляторов и двигателей внутреннего сгорания, работающих сначала на бензине, а затем на дизеле, сделало подводные лодки намного более надежными. Изобретение перископа позволило подводникам наблюдать за происходящим с очень близкого расстояния, а гироскопический компас позволял им знать, где они находятся. Следующим шагом стала разработка способов применения субмарин во время боевых действий на море.

Из крупнейших военно-морских держав на рубеже веков только Великобритания оставалась равнодушной к подводным лодкам. И только, в 1901 году Королевский флот заказал пять субмарин голландского производства.

В 1906 году Германия построила свою первую подводную лодку U-1 для Императорских военно-морских сил. Это судно было 42 метра в длину, приводилось в движение на поверхности за счет тяжелого дизельного двигателя и электродвигателя при погружении и было вооружено одним торпедным аппаратом.

Александр Сивак спеціально для “Військовий кур’єр України”