Талибан. Поиск истины через террор. Часть 3. Пропаганда и информационно-психологическое воздействие

В первой части военно-политический обозреватель Андрей Омельянчук описал «восхождение» талибана от «учительского кружка» до мощной парагосударственной организации фундаменталистов. Во второй рассказывается о том, как талибы противостояли вторжению сил Коалиции, об их военной и политической структуре. Заключительная третья часть посвящена подробному разбору методов информационной войны которые используют современные террористы. Многое из описанного вполне соотносится с тем как Россия через подконтрольные террористические организации «ДНР» и «ЛНР» ведет психологическую войну против Украины.

Сегодняшние формы информационно-психологического воздействия в различных армиях, условиях, толковании разных источников и в зависимости от имеющихся сил и средств называются по-разному: «когнитивные войны», «стратегические коммуникации», «информационная борьба», «информационные кампании», «информационные или психологические операции», «спецпропаганда», «связи с общественностью» и прочее. Для удобства подобную активность и действия Талибана в информационной сфере далее будем называть общим термином “информационно-психологические операции” (ИПсО).

Согласно заявлениям американских специалистов, практически вся производственная платформа талибов для ведения ИПсО расположена в Пакистане и контролируется его спецслужбами.

Талибаном эффективно применяются возможности религиозной пропаганды и широкого спектра различных способов и методов, часто принимающих формы ИПсО.

Основным пропагандистским нарративом современного Талибана, который они продвигают при помощи СМИ и методов ИпсО, является история противостояния между христианами и мусульманами. Талибы подчеркивают религиозные и культурные различия между Западом и Востоком, призывают к “опрокидыванию” коллективного Запада, осуждают международные силы НАТО, сравнивая их с оккупантами и захватчиками. Также в своих манифестах талибы изображают действующее правительство Афганистана как американскую марионетку, а работы по восстановлению страны – как “христианизацию”, когда жертвы среди гражданского населения используются для прикрытия злоупотреблений, коррупции и воровства.

Специалисты талибских ИПсО рисуют западный мир находящимся на грани духовной пропасти. С особой эффективностью задействуется оперативная информация о разногласиях между официальными властями в Кабуле и Вашингтоном. Также такие ИПсО направлены на то, чтобы заверить население Афганистана в наличии у талибов «особой стратегии» управления и развития страны, лежащей на основах искоренения коррупции и даже защиты прав женщин.

На тактическом уровне ИпсО Талибана направлено на общую поддержку движения широкими массами афганского народа в первую очередь для вербовки молодежи непосредственно в селениях. Такая работа, как правило, проводится в мечетях, где талибы находят религиозную почву для убеждения рассказывая о том, что международные силы борются против ислама и что святая обязанность местных жителей – встать на сторону джихада. При этом талибы цитируют различные религиозные источники и фетвы (исламские указы), сравнивают войска НАТО с ордами Сатаны и заявляют, что оказание им поддержки является тяжким грехом и неизбежно карается как в этом мире, так и после смерти.

Кроме этого, в рамках ИПсО проводится работа по использованию западных медиа. Известен факт, когда талибы устроили засаду на французский патруль в результате чего погибли 10 французских военнослужащих, а несколько недель спустя на страницах “Paris-Match”, были показаны боевики, участвовавшие в нападении, которые демонстрировали оружие, форму и личные вещи погибших солдат. После этого сюжета во Франции начали расти пацифистские настроения, а министр обороны страны отметил: “Талибы понимают, что общественное мнение является ахиллесовой пятой международного сообщества”.

В каждой контролируемой талибами провинции работают эмиссары, отвечающие за информационную безопасность. Они следят за тем чтобы не было утечки данных о своих потерях, о тактике действий, операциях и местонахождении командиров. Эти же специалисты оперативно связываются с местными и международными средствами массовой информации, чтобы заявлять об успехах, делать официальные заявления, опровергать заявления правительственных чиновников или командования международных сил, а также по другим подобным вопросам.

Учитывая местные условия и то, что основная сфера действия сил НАТО в информационной сфере находится в сети интернет, Талибан продолжает в значительной степени полагаться на традиционные пропагандистские средства. К ним относятся листовки, подпольные радиостанции и непосредственная коммуникация с населением в мечетях, на рынках и площадях. В таких условиях союзные силы не готовы к эффективному распространению контраргументации, что вынуждает их полагаться исключительно на афганских официальных лиц.

Специалисты ИПсО Талибана быстро поняли, что именно интернет стал самым эффективным инструментом пропаганды за последние годы и, несмотря на официальный запрет использования всемирной сети, эффективно ее используют. У талибов есть свои веб-сайты, имеющие привлекательный дизайн и интересный контент, такой как новости, религиозные проповеди, фотографии, видео, аудиосообщения, учебные пособия по ведению партизанской войны . Также талибы используют возможности интернет для публикации видеороликов с военнопленными, просмотр которых приводит к антивоенным выступлениям в западных странах. Кроме того, специалистами ИПсО талибов активно используется электронная почта для общения с репортерами, информационными агентствами, газетами, журналами, радио и телеканалами.

Известны случаи, когда на улицах городов Афганистана распространялись записанные на DVD-диски, содержащие сфабрикованные видео о «зверствах» союзников и местной полиции. В такой работе часто используется монтаж событий времен антисоветского джихада 1980-х годов. На других дисках демонстрировались казни талибами так называемых «предателей» и зрелищные кадры атак на силы НАТО. Практически все такие информационные диверсии вызывали выгодный для талибов общественный резонанс.

В рамках мероприятий ИПсО талибами используется практика запугивания населения с применением так называемых “ночных писем”, представляющих собой подобие «чёрной метки» с предупреждением не совершать (или совершать) каких-либо действий. Такие “письма” подбрасывают ночью под дверь или ворота. Во время подготовки к парламентским выборам в Афганистане в сентябре 2010 года талибы запугивали жителей некоторых районов, требуя чтобы те отказались голосовать. В “письмах” талибы угрожали отрезать пальцы тем, кто примет участие в выборах.

Также талибами выпускается несколько журналов на пушту, урду и арабском языках, которые открыто публикуются и распространяются в некоторых провинциях. Эти глянцевые издания часто выходят на хорошей бумаге и распространяются бесплатно. Журналы полны материалов экстремистской пропаганды, искаженных фактов, фотографий жертв, длинных интервью с полевыми командирами, а также статей на различные политические и религиозные темы.

Одна из классических методик заключается в распространении утвержений якобы что “христианские крестоносцы” (американцы) сожгли копию Священного Корана в той или иной провинции чем продемонстрировали глубокое презрение, и враждебное отношение к исламу и мусульманам. К таким пропагандистским материалам и средствам можно отнести журналы “Аl Somood”, “In Fight”, “Shahamat”, “Elhan”, “Murchal”, ежемесячную брошюру “Srak”, медиа-студии “Alemarah”, “Аl Hijirat” и “Mana-ul Jihad”.

Общие тенденции многих современных экстремистских и праворадикальных организаций, в том числе исламистского толка, свидетельствуют об активном применении широкого спектра средств ИПсО и пропаганды. В таких системах, на ряду с классическими формами воздействия на психику и эмоции, часто применяются агрессивные методы внушения такие как гипноз, нейролингвистическое программирование и психотропные средства.

Вместо послесловия. Что дальше?

Общий контекст деятельности и реальных возможностей движения Талибан, в условиях стремительно развивающейся обстановки в Афганистане свидетельствует о росте амбиций и географического спектра влияния этой организации. По мере вывода из страны сил безопасности НАТО, уже сейчас отмечается международная активизация талибов на фоне прощупывания контактов с Россией, Китаем и даже США.

Вероятно, что в ближайшее время власть Талибана может распространиться на весь Афганистан с возможной эскалацией в соседние регионы: на север – в страны Средней Азии, где присутствуют интересы и сильное влияние России; на восток – в район китайской Уйгурской области, населённой мусульманами; на юг – в северную часть Пакистана, населённую пуштунами.

Талибы продолжат “поиск истины”, но к сожалению, через террор. Но это уже немного, или совсем, другая история.

Андрей Омельянчук. Специально для “Військовий кур’єр України