Талибан. Поиск истины через террор. Часть 1. Предыстория, становление, идеология

Что мы знаем про Талибан, который после долгих лет партизанской войны, после ухода американского контингента прямо у нас на глазах, возвращает контроль над Афганистаном? Наш военно-политический аналитик Андрей Омельянчук открывает завесу тайны и рассказывает о малоизвестных фактах. Первая часть посвящена рассказу о том, как и почему просветительско-религиозная сеть превратилась в одну из самых радикальных и агрессивных исламских организаций.

По мере ухода с афганской территории сил НАТО, исламистское движение Талибан напористо и системно стремится заполнить брешь власти в этой стране. В начале июля этого года лидерами организации было заявлено, что под их контролем уже пребывает 85% территории Афганистана. И хотя эти цифры наверняка несколько искажены, общая тенденция в регионе ясна. После окончательного вывода из Афганистана войск НАТО, местные власти и органы безопасности будут не в состоянии противостоять растущей мощи Талибана.

Анализируя процесс зарождения исламистского движения Талибан, нельзя не упомянуть сам регион его зарождения, где с той или иной интенсивностью ведутся постоянные конфликты и войны в течении вот уже практически двух тысяч лет. В своё время в Афганистан вторгались(но до конца никогда не покоряли), армии Ксеркса и Александра Македонского, войска Хорезма и армия Чингисхана, конники Тамерлана и тюркские наёмники, а на протяжении почти всего девятнадцатого века Афганистан выступал своеобразным полем геополитических состязаний Британской и Российской империй.

Для постсоветского пространства наиболее ощутимым, оставившим заметный след в Новейшей истории конфликтом стала гражданская война в Афганистане и десятилетний период пребывания там ограниченного контингента советских войск (1979 – 1989 годы).

В 1979 году, на фоне перманентной гражданской войны в стране, опасаясь усиления в регионе позиций США, советское руководство приняло решение о силовой смене власти на более лояльную, а затем и о вводе на территорию Афганистана военного контингента, чем нарушило хрупкий межэтнический и межрелигиозный баланс.

Афганская война стала периодом становления многих радикальных исламистских организаций, так как на борьбу с «временным контингентом» со стороны США выделялись значительные средства. Против советской армии был объявлен джихад, а к афганским моджахедам присоединились десятки тысяч добровольцев из различных мусульманских стран. Этот конфликт дал мощный толчок глобальному развитию радикального ислама во всём мире, а Афганистан после ухода советских войск на долгие годы остался погружённым в гражданский конфликт.

На этом фоне в 1994 году на территории Афганистана началась история Талибана – исламской радикальной организации, которая на долгие годы выделилась в одного из главных противников США и других стран Запада. Это движение смогло подчинить себе значительную часть территории, провозгласить о создании государства нового типа, Исламского Эмирата Афганистан, и находиться у власти более пяти лет, с 1994 по 2001. Это государство было даже признано несколькими исламскими странами, такими как Саудовская Аравия, Пакистан и Объединенные Арабские Эмираты. Только в 2001 году международной коалиции под руководством США в союзе с местной оппозицией удалось отстранить Талибан от власти.

Слово “талиб” в буквальном переводе означает “ищущий веры” или “ищущий истинной веры”. Талибан – это система и сложная сеть учителей-наставников и учеников, в своем большинстве сельских, медресе в Афганистане и близлежащих пуштунских землях Пакистана. Сеть существовала в стране давно, при этом в политику талибы никогда не вмешивались, оставаясь чисто религиозно-интеллектуальным социальным слоем.Однако, с уходом советских войск, исчезновением поддержки со стороны СССР в связи с его развалом, и падением в Афганистане постсоветского правительства, в стране начались различные центробежные движения, направленные на укрепление единоличной власти местных лидеров и ведущие к дефрагментации. Институты централизованного государства были почти полностью разрушены, а некоторые провинции фактически откололись от кабульского правительства. Религиозная интеллигенция, больше не желавшая спокойно созерцать процессы уничтожения страны, приняла решение бороться за власть, объединив несколько разрозненных племён и тем самым создав исламистское движение Талибан, провозгласившего приверженность ценностям “чистого ислама” и взявшего курс на единство страны.

По официальной версии, на юге Афганистана в провинции Кандагар, первый лидер Талибана мулла Мохаммед Омар (бывший моджахед, потерявший в войне с СССР глаз), собрал вокруг себя небольшую группу из радикально настроенных учеников медресе и начал борьбу по распространению идей “чистого ислама” на остальную территорию страны.

По мнению некоторых журналистов и аналитиков, стремительное возвышение Талибана можно связывать с деятельностью пакистанских спецслужб, которые оказывали помощь афганским повстанцам ещё во время советской оккупации. Также утверждается, что финансами талибов снабжало правительство Саудовской Аравии, а оружие и боеприпасы шли с территории соседнего Пакистана.

Талибан продвигал идеи о том, что моджахеды предали идеалы ислама и подобная пропаганда находила горячий отклик в сердцах простых и малообразованных людей. Изначально немногочисленное движение стремительно набирало силу и пополнялось новыми сторонниками. В 1995 году организация уже контролировала половину территории Афганистана, под властью талибов находился весь юг страны. Талибы даже предприняли попытку захватить столицу Афганистана город Кабул, но в тот раз правительственным войскам удалось его отстоять.

К концу 1995 года талибами были разбиты отряды самых известных полевых командиров, а в 1996 году в Кандагаре проведено собрание мусульманского духовенства, на котором они призвали к священной войне против действующего правительства Афганистана. В сентябре того же года Кабул пал, талибы заняли город практически без боя, к концу 1996 года официальное правительство контролировало не более пятнадцати процентов территории Афганистана на севере страны (Северный альянс).

На подконтрольных территориях Талибаном были введены жёсткие законы и нормы шариата, запрещена музыка и музыкальные инструменты, кино, телевидение, компьютеры, живопись, алкоголь и интернет. Афганцам было нельзя играть в шахматы и носить обувь белого цвета (цвет флага Талибана). Строжайший запрет пребывал на всех темах, связанных с сексом. Сильно были ущемлены права женщин, им нельзя было выходить из дому с открытым лицом или без сопровождения, запрещено работать, значительно ограничен доступ к образованию. Мужчину же могли запросто заключить под стражу, если его борода считалась слишком короткой.

Несмотря на строгие мусульманские законы, экономическая система Талибана строилась преимущественно на выращивании наркотических средств, наркоторговле(вопрос участия талибов в наркобизнесе остается открытым, ряд авторитетных источников утверждает что Талибан последовательно и жестко боролся с выращиванием опиумного мака и к 2001 году свел его на подконтрольніх территориях почти к нулю, – ред.), а также добыче и контрабанде полезных ископаемых. Вместе с тем в стране шла активная борьба со всеми культурными ценностями немусульманского толка. В начале 2001 года лидер Талибана Мохаммед Омар подписал указ об уничтожении немусульманских памятников. Через несколько месяцев талибами были взорваны две, высеченные в скалах в VI веке, статуи Будды, расположенные в Бамианской долине и находящиеся там ещё с домонгольских времён.

Кроме того, организовав в Афганистане диктаторский режим, Талибан дал убежище многим исламским террористическим организациям и, в частности, их лидерам. Так, в 1996 году на территории Афганистана нашёл пристанище один из самых известных исламских террористов и лидер группировки Аль-Каида – Усама бен Ладен, который тесно сотрудничал с Талибаном и оказывал всяческую поддержку этому движению.

Читать дальше

Андрей Омельянчук. Специально для “Військовий Кур’єр України