Армейские внедорожники – история и современность

«Чероки», «Хамммеры», «Гелендвагены» – мало кто помнит, что предтечами этих легендарных гражданских внедорожников были военные машины, а история их появления начинается со времен Второй мировой войны. Как создавались армейские внедорожники, какую роль сыграли в различных войнах и какие имеются на сегодня тенденции? В своем обзоре военный эксперт Александр Сивак раскрывает эту интересную и очень актуальную для Украины тему.

Вторую мировую не даром называют войной моторов – с обеих сторон применялось большое количество техники с двигателями внутреннего сгорания от “летающих крепостей” до автомобилей. Именно тогда армейские внедорожники заняли свою нишу в этой и последующих войнах.

Перед началом Второй мировой войны на вооружении армий мира было несколько полноприводных легковых автомобилей: американский «Мармон-Херрингтон», японский «Курогане», немецкий «Хорьх-91» (1937 г.), и советский ГАЗ-61. Но первым в истории массовым легковым вездеходом, созданным специально для потребностей действующей армии стал Willys MB , производившийся с 1941 года на заводах Willys-Overland Motors и Ford по заказу армии США. По одной из распространенных версий характерный звук нагруженного двигателя этой машины – «jeep» – породил сперва неформальное название самого «Виллиса», а затем и всего класса легковых внедорожников.

Потребность в таких машинах во время активных боевых действий оказалась столь насущной, что их стали разрабатывать и производить все страны-участники войны, которые к 1941 году располагали собственным автопромом.

Германия – кинозвезды и рабочие лошадки

Немецкий автопром представляли автомобильные заводы – BMW, Daimler-Benz, Ford, Horch, Opel и другие. Главным требование заказчика в лице Вермахта было производство автомобилей с взаимозаменяемыми основными узлами и агрегатами.

Большую популярность имел у военных VW Kubelwagen Typ 82, а также Horch-901, который кроме штабного автомобиля выполнял задачи артиллерийского тягача и машины радиосвязи. О качествах «Кубельвагена» свидетельствует то, что американцы при любой возможности выменивали эти трофейные внедорожники у британских и французских военных на свои “Виллисы”.

Благодаря кинематографу наибольшую известность получили бронированные специальные автомобили Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222 построенные концерном “Daimler-Benz” на базе “Horch-801/EG I”. Хотя произведено их было немного – 339 и 989. Использовались они в основном в качестве разведывательных и штабных машин.

Sd.Kfz.222

Одним из ключевых недостатков германской промышленности была неспособность производить в нужном количестве не только грузовые автомобили, но и армейские внедорожники, что в свою очередь усложняло как материально-техническое снабжение войск так и обеспечение командного состава командирскими автомобилями так и автомобильным транспортом подразделений фельдъегерской почтовой связи.

Если фельдъегерская служба решала вопросы своевременной доставки военной корреспонденции, директив, распоряжений за счет мотоциклов, велосипедов и лошадей то командный состав в основном обеспечивался такими машинами, как “Horch-901 Тип 40”, Stoewer R200, Kubelwagen Typ 82, автомобиль-амфибия VW-166 Schwimmwagen и другие.

Horch-901

И если боевых действий на территории Европы вполне годились обычные машины с усиленными конструкциями, то когда Вермахт начал ьоевые действия на территории СССР с его бездорожьем, немецкие командирские машины не смогли в полной мере выполнять возложенные на них задачи.

Антигитлеровская коалиция

И британцы, и СССР обеспечивались американцами, которые поставляли им грузовики и внедорожники во время войны. Производство в Америке миллионов грузовиков и армейских внедорожников – одна из невоспетых историй успеха этой страны. Американские внедорожники были неотъемлемой частью военнослужащих, как в повседневной жизни, так и во время выполнения боевых задач всех армий, которые принимали участие в войне, часто решая вопросы не только жизни и смерти бойцов, но и исхода боя. Для сравнения – во время Второй мировой войны только внедорожников Jeep было выпущено около 650 тысяч, а немецких Kubelwagen чуть больше 50 тысяч. Так почему же союзники использовали армейские внедорожники в таком огромном количестве?

Внедорожник был маленьким и легким по сравнению с бронированной техникой, но с большими ходовыми возможностями. Эта способность также позволила ему буксировать тяжелые прицепы, компенсируя свою небольшую грузоподъёмность. Армейские внедорожники применялись для разведывательных задач, транспортировки людей и припасов. Прокладывали коммуникации, доставляли почтовую корреспонденцию, тянули противотанковые орудия. Также были подвижной базой для крупнокалиберных пулеметов и другого стрелкового оружия. Были машины и для медицинской службы – в них устанавливали носилки.

Козлики Сталина

Объемы производства внедорожников ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны были очень небольшими – всего 4851 единиц, что составляло всего 10%. от поставок в СССР по ленд-лизу автомобилей Ford GPW и Willys MB.

ГАЗ-67, который в армии называли “козликом” или “козлом” принимал активное участие в завершающем этапе Второй мировой, а также в ходе Корейской войны. Он получил широкое распространение в армии как разведывательная и штабная машина, перевозчик пехоты и раненых, а также широко использовался в роли артиллерийского тягача для противотанковых артиллерийских орудий.

Британия и Long Range Desert Group

Отдельного упоминания заслуживает применение переоборудованных транспортных средств разведывательно-диверсионным подразделением британской армии Long Range Desert Group (LRDG) во время боевых действий в Северной Африке. Именно ее опыт заложил основу конфигурации и тактики применения«военного джипа», которая применяется и по сей день спецназом и террористами.

Когда 10 июня 1940 года Италия вступила в войну, граница в ливийской пустыне стала проблемой для обеих противоборствующих сторон. Сложная местность включала обширные песчаные дюны, которые делали невозможным проникновение больших сил вглубь противника.

Британии и ее союзникам каким-то образом нужно было добывать разведывательные данные в тылу врага, за сотни миль в пустыне. С этой целью в июле 1940 года была сформирована группа Long Range Desert Group (LRDG), начавшая выполнять возложенные задачи уже в сентябре.

Подразделение специализировалось на войсковой и специальной разведке. LRDG были подготовлены в ориентировании на обширных пустынных территориях и могли действовать длительное время в тылу врага. Во время второй битвы при Эль-Аламейне осенью 1942 года LRDG провела “дорожное патрулирование”, предоставив важную информацию о передвижении войск и составе сил и средств противника. Позже, во время кампании в Западной пустыне (пустыня Египта и Ливии), в марте 1943 года, опыт LRDG в был неоценим в ведении разведки и сопровождения 8-й британской армии по маршруту в пустыне, чтобы обойти вражеские позиции и одержать победу в Северной Африке.

LRDG также оказывала помощь другим спецподразделениям, действующим в тылу врага. Одним из таких подразделений являлась Специальная воздушная служба (SAS) специализацией которой были проведение рейдов и диверсий в тылу врага. После первой неудачной попытки атаковать противника с помощью высадки парашютным способом, SAS начали использовать навыки и помощь LRDG, чтобы доставить их к своим целям, за что LRDG получил прозвище “Ливийская служба такси пустыни”.

Для выполнения непосредственно своих задач и предоставления “услуг такси” LRDG использовала ряд транспортных средств, которые были модифицированы специально под выполняемые ими задачи.

Когда в 1940 году LRDG начала действовать на контролируемой противником территории, она использовала парк модифицированных гражданских Chevrolet WA, WB и VA 30cwt и несколько универсалов Ford C11ADF. Ни один из этих автомобилей полностью их не устраивал, и с марта 1942 года LRDG избрала канадский Chevrolet 1533×2 в качестве патрульной машины. В конечном итоге приобрели порядка 200 таких автомобилей, которые были модифицированы в соответствии с требованиями группы.

Каждая машина была оснащена несколькими пулеметами один из них устанавливался в задней части. Основное вооружение включало в себя пулеметы Vickers, пулеметы Lewis и Browning M2 0,50 дюйма, противотанковые винтовки Boys, пистолеты. Предусмотрены внешние ниши для топлива и воды, личного оружия, боеприпасов, запасных частей к автомобилю, пайков и снаряжения.

Группа LRDG, которую по праву можно считать первым современным подразделением специальных операций, выбрала для эксплуатации модифицированные гражданские грузовики Chevrolet, но именно урезанные джипы SAS установили норму для этого типа операций. Когда эти джипы изнашивались, их заменили Land Rover серии I, которые, в свою очередь, были заменены культовыми Land Rover серии IIA “Pink Panthers”. Это были первые машины, которые были построены в соответствии с требованиями SAS, и они оставались образцом для машин спецназа до появления быстроходных багги в начале 1980-х годов.

Наследие Холодной войны

После окончания Второй мировой и в начале холодной войны мир был наводнен американскими автомобилями. США накопили огромные запасы армейских внедорожников. Их начали поставлять в страны, которые нуждались в восстановлении, такие как Франция, Западная Германия и Италия.

Корейская война показала проблемы с излишками Второй мировой войны. Некоторые машины уже не удовлетворяли армии по своим тактико-техническим характеристикам, ряд из них были сняты с производства, что затрудняло обслуживание и ремонт. Пора было двигаться дальше.

Одним из важнейших нововведений первых послевоенных лет стало появление бронетранспортеров и боевых машин пехоты, которые были предназначены для выполнения различных функций, включая транспорт пехоты, разведку, противотанковую оборону, огневую поддержку, инженерное дело, управление боем, медицинскую эвакуацию.

Именно Холодная война с ее радиационной, химической и биологической угрозой на поле боя подтолкнула военных и конструкторов на развитие бронированных транспортных средств с обязательной герметичностью кузова и наличия фильтровентиляционной установки.

В меру развития стрелкового и противотанкового оружия транспортные средства предназначенные для доставки пехоты требовали усиления брони и вооружения для её поддержки в бою. Даная концепция немного притормозила развитие легкобронированных армейских внедорожников. В дальнейшем так называемые «военные джипы» в основном использовались для перевозки командного состава.

В СССР командиры с ГАЗ-67, а в дальнейшем ГАЗ-69 пересели на УАЗ-469, а в США для этих целей продолжали использовать Willys. Также советские военные для санитарных нужд и транспортировки легкого вооружения использовали ЛуАЗ-967 и ЛуАЗ-967М, которые в скором времени были сняты с вооружения.

«Старичок» ЛуАЗ-967 смог принять участие в боевых действиях спустя 49 лет. По некоторым данным, 14 августа 2014 года, один ЛуАЗ-967 был передан батальону патрульной службы милиции особого назначения “Миротворец” для участия в войне с РФ. Что касается “УАЗика” – он прошел через все вооруженные конфликты, в которых принимали участие СССР и все постсоветские страны.

Небандитский “Гелендваген”

С середины 80-х Бундесвер начал искать автомобиль для замены ILTIS (грузовик 0,5 т), Kraka (грузовик 0,75 т) и VW Type 181 (легковой автомобиль 0,4 т). В начале 1990-х годов решение было принято в пользу Mercedes-Benz W 460. Новый армейский внедорожник получил название “Wolf”. Первое поколение G-класса от Mercedes-Benz пользуется популярностью по сей день. Со временем этот внедорожник нашел свое применение в более чем 20 армиях и различных силовых ведомствах.

Изначально G-Class задумывался как машина управления и связи, однако вскоре было предложено множество других вариантов, поскольку платформа оказалась чрезвычайно универсальной из-за высокой мобильности в полевых условиях, компактных размеров и возможности транспортировки по воздуху. G-Class используется, среди прочего, как транспорт для 120-мм миномета, ПТУР “Милан” или как медицинский автомобиль.

В связи с увеличением числа размещений немецких вооруженных сил за рубежом с 1990-х годов, машины нуждались в дальнейшем развитии, как с точки зрения их бронирования, так и ходовых характеристик из-за увеличения веса.

Первые модернизированные внедорожники данного типа, получившие название Enok были переданы Бундесверу в 2009 году. Благодаря встроенному бронированному пассажирскому отсеку удалось повысить всестороннюю баллистическую защиту экипажа. Для самообороны можно установить дистанционно управляемый боевой модуль или турель.

В дальнейшем специальная версия G-класса “Serval” была приняты на вооружение исходя из потребностей сил специальных операций Бундесвера. Автомобиль отличается от базового “Wolf” высокой проходимостью и надежностью, а также может оснащаться крупнокалиберным пулеметом или гранатометом, или другими пулеметами типа MG3 или MG5.

Хамви – взлет и падение

Jeep хорошо служил войскам США на протяжении четырех десятилетий, но он отчаянно нуждался в обновлении. Humvee стал современным внедорожником отвечающим требованиям Пентагона.

В отличии от своего предка Humvee был полностью закрытым и защищенным от радиационных, биологических, химических веществ. Jeep никогда не считался “бронированным”, поскольку это был автомобиль с открытой кабиной. Напротив, Humvee с повышенной броней считается боевой бронированной машиной. Как вертолет Huey во Вьетнаме, Humvee стал культовым символом войн в Персидском заливе и в Афганистане.

Первым применением Humvee на ближневосточном театре военных действий были перации «Щит пустыни»/ «Буря в пустыне». Humvee оказался прочным и надежным. Он легко справлялся с открытой пустыней, более чем поспевал за темпами первой войны в Персидском заливе и отвечал всем основным требованиям американских военных в различных ролях. К концу конфликта он прочно вошел в ряды армии США в качестве новой рабочей лошадки.

Десять лет спустя Humvee был задействован в боевых действиях в Афганистане и Ираке и качестве внедорожника для действий на открытой и пересеченной местности превзошел все ожидания.

Однако в городских боях Humvee показал свои слабые места. Концепция создания и применения Humvee не предусматривала городских боев, в которых ему пришлось поучаствовать. Он был разработан для использования на бездорожье во время обычных боевых действий. Алюминиевый корпус и рама были разработаны не для защиты экипажа от самодельных взрывных устройств. Проезжая через пустыню или взбираясь на горные перевалы, Humvee показал себя на достаточно высоком уровне, а вот в условиях городских боёв Humvee получил прозвище “сидячей утки”.

Патрулируя улицы, он обычно держал темп пешей пехоты, зачищавшей здания. А это означало, что Humvee простаивал на улице, а его пехотный отряд зачищал здание. Стоя на месте, он были легкой мишенью для противника. . Хотя бронированные двери, окна и пластины давали солдатам некоторую защиту, Самодельные взрывные устройства и ручные (реактивные) противотанковые гранатомёты стали наиболее эффективным оружием против Humvee.

Замена парка Humvee казалась очевидной из-за растущих потерь в результате использования противником самодельных взрывных устройств и мин. Это заставило Министерство обороны разработать другой вид транспорта.

Сегодня Humvee все еще находится в эксплуатации, но он уступил место новому поколению армейских внедорожников таких как Joint Light Tactical Vehicle и MRAP.

Тойота – боевая машина ИГИЛ

В 1990-х и начале 2000-х пикапы популярных автомобильных брэндов начали появляться в ряде вооруженных конфликтов от Африки до Ближнего Востока. От противостояния Северного Альянса с Талибаном до ИГИЛ и иракской армии, вооруженных сил РФ со Свободной сирийской армией и теми же ИГИЛ их надежность и стойкость были оценены как хорошо вооруженными армиями, так и террористами, и повстанцами.

Одним из самых распространенных транспортных средств, используемых в различных конфликтах на Ближнем Востоке, в Северной Африке и за его пределами, является культовый пикап Toyota. Популярность этой автомобильной марки в современых вооруженных конфликтах впервые привлекла внимание в 2014 году, когда огромные колонны Toyota Hilux и Land Cruisers с вооруженными боевиками были замечены в пропагандистских видеороликах террористических организаций в Ираке, Сирии и Ливии.

Речь идет о транспортном средстве, которые исползуют террористы и другие незаконные воинские формирования, не имеющие доступа к военной технике, такой как танки, БТР и БМП, или которые не могут позволить себе обширные логистические цепочки. Кроме того, им часто приходится быстро перемещаться как по пересечённой местности так и в городских условиях. Износостойкие и чрезвычайно надежные пикапы типа Toyota, Nissan и другие отвечают всем требованиям для выполнения таких задач. Кроме того, кузов пикапа идеально подходит по размеру для размещения тяжелого вооружения.

В 80-х скромный внедорожник Toyota оказался одним из самых эффективных транспортных средств в вооруженном конфликте между Чадом и Ливией в 1987 году. Этот вооруженный конфликт был назван “войной Toyot”. В борьбе с ливийскими войсками чадские солдаты использовали всё те же Hilux и Land Cruisers, чтобы противостоять ливийцам. Ливийская группировка имела вполне современное на тот момент советское вооружение, включая танки Т-55, БМП-1, вертолеты Ми-24, истребители
МиГ-23 и комплексы ПВО. В свою очередь основной ударной силой чадской группировки были около 400 внедорожников – в основном пикапов Toyota, вооруженных ПТРК Milan и безоткатными орудиями.

Используя партизанскую тактику, маневренность и быстроходность своих переоборудованных пикапов, знание местности, бойцы чадской группировки за два сражения разгромили ливийские вооруженные силы.

Война закончилась катастрофическим поражением Ливии, которая потеряла военной техники на сумму около 1,5 миллиарда долларов (танки, БМП, зенитные комплексы и самолёты) и 7500 военнослужащих по сравнению с 1000 убитыми чадскими солдатами.

Преимущества таких внедорожников на войне оказались столь очевидными, что даже в советско-афганской войне советские солдаты были не против пикапов. Существуют различные фотографии советских войск, в первую очередь спецназовцев 22 отдельной бригады специального назначения, использующих Hilux и Land Cruiser с классическим вооружением советского производства, таким как ДШК.

Что же стало причиной использования джипов и пикапов, в частности, Toyota? Вместительные внедорожники обладают хорошей проходимостью по бездорожью, отлично себя ведут как на трассе, так и в пустыне, где в основном действуют террористы и повстанцы.

В кузове пикапа можно устанавливать тяжелое вооружение и перевозить сразу несколько боевиков на большие расстояния и с высокой скоростью, что затрудняет выявление террористов и своевременной организации противостояния.

Тачанки Кремля

В ходе участия российских войск в вооруженном конфликте в Сирии на стороне Башара Асада со Свободной сирийской армией и террористической организацией ИГИЛ военное руководство пришло к выводу, аналогичному выводам террористов – для действий в пустынной местности нужны внедорожники типа пикап.

По мнению военных РФ внедорожники не могут заменить полноценный армейский транспорт, но в свою очередь имеют ряд преимуществ таких как скорость, меньший расход горючего, возможность обслуживания в условиях городской местности.

После активного применения в Сирии армейской версии пикапа УАЗ-3163 “Патриот” приспособленного для боевых рейдов и патрулирования на больших расстояниях, а также для боевы действий в городских условиях данный вид внедорожников поступил на вооружение армии РФ.

Армейская версия пикапа УАЗ-3163 “Патриот” была замечена на учениях резервистов в Южном военном округе ВС РФ, которые проводились в конце сентября. По сценарию резервисты проходили подготовку по охране особо важных государственных и военных объектов и учились действовать на так называемых “тачанках” с ракетно-пулеметным вооружением.

Заключение

Армейские внедорожники со времен Второй Мировой войны не теряют свою популярность в вооруженных силах, продолжают наращивать не только броню и мощность двигателей, но и расширяется спектр вооружений, которые можно устанавливать на их базе.

В свою очередь не смотря на уязвимость по сравнению с бронированной техникой, но благодаря скорости, возможности прибыть в нужную точку и сдерживать противника до прибытия основных сил, возможности совершения глубоких разведывательно-диверсионных рейдов среди военных все большую популярность приобретают армейские версии гражданских внедорожников.

Александр Сивак спеціально для “Військовий кур’єр України”